Украинское образование переживает глубокий системный кризис, продолжающийся десятилетиями. Преподаватель физики и астрономии Андрей Карбовничий из Украинского государственного университета науки и технологий в Днепре высказался о причинах этого кризиса и наметил пути решения.
В своем сообщении он критикует бессистемность, бюрократию и влияние некомпетентных управленцев, которые сводят на нет образовательный процесс.
Карбоводческий утверждает, что источником бессистемности являются те, кто обязан обеспечивать ее. У этих «управленцев» часто нет ни знаний, ни практических навыков, чтобы эффективно реформировать образование. Это парадокс, давно превратившийся в норму: компетентными руководят некомпетентные.
"Тридцатилетняя история образовательных реформ демонстрирует, что бездарные чиновники не могут создать системы, которая бы воспитывала мыслящих, духовно развитых личностей", - отмечает Карбовничий.
Мобилизация их не коснется: кого не призовут в 2025 году
Запасы тают, а цены растут: украинцев предупредили о новом скачке цен на популярный овощ
Будут работать даже те, кто не может: новые правила для лиц с инвалидностью
Пенсионерам кинут подачку, которой не хватит и на один поход в магазин: кому и сколько выплатят
Автор обращает внимание на обесценивание фундаментальных дисциплин, таких как физика. По его словам, чиновники, часто не знающие основ этой науки, не видят ее связи с развитием интеллектуального мышления. Это, в свою очередь, приводит к непониманию важности физики в формировании творческого и логического мышления, которое нужно не только ученым, но и юристам, экономистам, рабочим и политикам.
"Мир держится не на ничтожествах, а на тех, кто знает и умеет", - подчеркивает преподаватель.
Карбовод предлагает ряд шагов, которые могут кардинально изменить ситуацию:
- Надо честно осознать, что проблема не только в финансировании, но и в отсутствие системности.
- Программы должны создавать независимые специалисты, а не люди с собственными корыстными интересами.
- Сокращение штата «образовательной» бюрократии, которая за годы своего существования только усложняет процесс.
- Центральная роль учителя и учащегося. Образовательный процесс должен вращаться вокруг этих двух ключевых фигур, а остальные – это обслуживающий персонал.
- Изменение подходов к среднему и высшему образованию. Не все должны получать высшее образование, особенно те, кто не освоил базовые навыки за годы обучения в школе.
- Зарплата педагогов должна отвечать их ключевой роли в обществе.
Раньше мы рассказывали, что школьное образование в Украине "убивает" детские таланты: почему украинские школьники не получают знаний
Также, последнее слово будет за родителями: МОН просит высказать мнение о школьной реформе